Автокросс, что же это? | Stk Peloton

Автокросс, что же это?

Автокросс — соревнования на автомобилях по трассам, полностью или частично проложенным по пересеченной местности. Чемпионаты страны по автокроссу проводятся Российской автомобильной федерацией многоэтапно по системе зачета, применяемой в чемпионатах Европы — с четвертьфинальными, полуфинальными и финальными заездами. На этапах Кубка России применяются и другие системы зачета.

Первые автомобильные гонки состоялись во Франции 22 июня 1894 года, когда на трассе между Парижем и Руаном (длиной 124 км)
по инициативе Пьера Жиффара (главного редактора парижской газеты) был проведен Concours de Voitures (Конкур де Вуатюр).
Эти соревнования задумывались как пробег, который должен был продемонстрировать возможности нового вида транспорта — участникам предстояло пройти на своих самодвижущихся экипажах заданный маршрут не более чем за 12 часов. На старт после отборочных «заездов» вышел 21 автомобиль — 7 с паровыми двигателями, 14 с бензиновыми. На удивление многим, до Руана удалось добраться 17 машинам. Наибольшую скорость прохождения дистанции — более 22 км в час — показал маркиз Альбер Де Дион на 20-сильном паромобиле марки De Dion-Bouton-Trepardoux. Однако первый приз «по совокупности качеств, отвечающих критериям самого простого и надежного автомобиля» по решению жюри, составленного из организаторов пробега и его участников, был разделен между двумя бензиновыми машинами марок Peugeot и Panhard-Levassor.

В мае следующего года итальянцы последовали примеру соседей и провели свои, подобные Concours de Voitures, автомобильные соревнования по маршруту Турин-Асти-Турин. Первые «настоящие» гонки, в которых решающим фактором для определения победителя являлась максимальная скорость его экипажа, состоялись 11-13 июня 1895 года по маршруту Париж — Бордо — Париж длиной около 1200 км, в состав оргкомитета входил всего один иностранец — россиянин Петр Клементьевич Энгельмейер. Из 46 участников, принявших старт в этих состязаниях, 29 отдали предпочтение бензиновым двигателям, 15 — паровым и только 2 — электрическим. Лучшим из них стал Эмиль Левассор, прошедший без сменщика (!) на своем 2-местном Panhard-Levassor всю дистанцию за 48 часов 47 минут (средняя скорость — 24, 4 км в час). Но по условиям соревнований победа присуждалась самому быстрому экипажу, имевшему не менее 4-х мест, и Левассор был вынужден довольствоваться лишь вторым призом.

Деления автомобилей на классы как такового не было. Обычно участники разбивались на 3 категории (по количеству мест в их экипажах) — мотоциклы и трициклы, двухместные легкие автомобили, 4-х и более местные тяжелые машины.

В 1899 году АКФ установил первую в мире гоночную формулу (называемую тогда классификацией), в основу которой была положена максимальная масса машины. Эта классификация, примененная в гонках Париж — Тулуза — Париж и Tour de France, делила всех участников на две категории — автомобили массой до 400 кг и автомобили массой более 400 кг.

В 1950-е гг. на Тихоокеанском побережье США стали появляться необычные автомобили — багги (в пер. с англ. «легкая коляска», «тележка»), легко мчащиеся по песчаным пляжам. Без крыльев, без облицовки, иногда и без кузова, они выглядели некрасиво, но как нельзя лучше преодолевали всевозможные препятствия. Постепенно количество таких автомобилей возросло и вскоре в США стали проводиться различные соревнования на багги. В Европе багги появились в конце 1960-х гг. и сразу завоевали популярность. Были разработаны специальные кроссовые багги — одноместные (в отличие от туристских) автомобили с жесткой пространственной рамой, мощным двигателем, практически без кузова и крыльев.

Вернувшись из Парижа в Москву, Энгельмейер приложил немало усилий, чтобы Россия проявила интерес к новому виду спорта. Первая автогонка в России состоялась 11 октября 1898. Набралось 24 участника, но со старта ушли только 6 трехколесных машин и один автомобиль-коляска. Первооткрывателями автомобильного спорта в нашей стране стали: П. Н. Беляев, Лоде, Мази, Мерль, Степанов и Шнейдеров.

В России автокросс был включен в программу всероссийских соревнований еще в 1952, но вскоре популярность его упала. Это произошло из-за чрезмерного усложнения трассы и связанного с этим выхода из строя машин у большинства участников, а также из-за большой длины кругов и малой зрелищности. Но, позже, этот вид спорта был возрожден как гонка по пересеченной местности с общим стартом и малой длиной круга.

1930 год. Реконструированные и вновь построенные автозаводы начинают выпуск автомобилей. Автоспортсмены привлекаются к испытаниям автомобилей.

1933 год. Состоялся знаменитый автопробег в Каракумах.

1937 год. В Москве проводится кросс на грузовых автомобилях. 171 экипаж вышел на старт.

1951 год. Состоялся первый чемпионат СССР по автокроссу на грузовых автомобилях в Москве. На автомобилях ГАЗ-51 побеждают В. Витюк – К. Галыш, а на ЗИС-150 – Н. Пономарев – К. Шурлонов.

1960 год. Чемпионат СССР проводился в Горьком. В классе автомобилей ГАЗ-69 победителем стал И. Леонов (Рига).

1972 год. В лаборатории скоростных автомобилей Московского автодорожного института (МАДИ) на базе автомобиля ГАЗ-69 строится автомобиль «багги». В этом же году Центральный автомотоклуб работников автотранспорта провел в Риге первые показательные соревнования на «багги». Конструкторы Цесисского авторемонтного завода (Латвийская ССР) В. Ванагс, А. Зардыньш, В. Гиргенсон, В. Брант и другие строят «багги» вполне современных конструкций. Вскоре к этим энтузиастам присоединяются Н. Бутвилло (Рига), Я. Лусис (Мадона). Автомобили «багги» появляются в Ленинграде, Таллине, Запорожье, Харькове и других городах страны.

1973 год. Проводятся показательные соревнования в Смилтене, а затем в Тбилиси.

1974 год. В сентябре состоялся первый чемпионат Прибалтийских республик. Спортсмены выступали на машинах трех классов: I – с объемом двигателя до 350 куб. см, II– до 1150 куб. см, III – более 1150 куб. см. В классе I победу одержал К. Халдин (Рига), в классе II – А. Вендо (Таллин), в классе III – В. Брант (Цесис).

1976 год. Первые всесоюзные соревнования состоялись в Рязани. В классе II все призовые места достались спортсменам из Запорожья А. Красотину, А. Цевелеву и А. Чернолебому. В классе IIIпервое и второе места завоевали, соответственна, У. Карклиньш и В. Ванагс (оба – Латвия), а третьим был Р. Кирсман (Эстония).

1977 год. Автокросс на автомобилях «багги» обретает статус чемпионата СССР. Первенство страны проводится в июне в Цесисе. Всего стартовало 43 участника. Призерами стали: в классе II (до 1300 куб. см) – Е. Носенко (Запорожье), О. Аасма (Нума), Я. Лусис (Мадона), в классе III(до 2500 куб. см) – И. Вилемсон (Нума), Ю. Замохин (Запорожье), Н. Мусатов (Тольятти).

1978 год. Чемпионат СССР состоялся в Тольятти. В классе II чемпионом стал И. Резевский (Тукумс). На втором месте – М. Сосновский (Тольятти), на третьем – В. Ванагс (Цесис). В классе III на пьедестал почета поднялись Л. Рева (Тольятти), М. Вилемсон (Нума) и И. Трегуб (Запорожье).

1979 год. В классе II чемпионом СССР стал А. Лось (Запорожье). Серебряная и бронзовая медали – у А. Зардыньша (Цесис) и Ю. Морозова (Куйбышев). В классе III лучшими были Л. Рева (Тольятти), В. Гуржеев (Москва) и А. Красотин (Запорожье).

1980 год. Чемпионат СССР вторично проводится в Цесисе. В командном зачете первенствовали гонщики Латвии, вслед за ними были спортсмены Украины и Российской Федерации. В классе II призовые места распределились, так: Н. Окатый, М. Сосновский, А. Киселев (все – РСФСР). Спортсмены РСФСР В. Губов, Д. Королев и А. Загродин заняли весь пьедестал почета и в классе III.

1981 год. Участников V чемпионата страны принимает город-герой Ленинград. В командном зачете победили гонщики РСФСР, за ними – команды Украины и Грузии. В классе II вновь вне конкуренции спортсмены РСФСР: И. Сладков, Н. Окатый и Д. Королев. А вот в классе III спортивное счастье улыбнулось украинским гонщикам А. Цевелеву, М. Мартынюку и А. Чемолевскому.

1982 год. Чемпионат СССР проходит в Москве. Второй раз подряд в командном зачете побеждают спортсмены РСФСР. Гонщики Латвии на втором месте, на третьем – команда Эстонии. Чемпионат проводился в трех классах: I – 1100 куб. см, II– до 1300 куб. см, III – до 2500 куб. см. Призерами чемпионата стали: в классе I – А. Лось, А. Мартынюк (оба – Украина), A. Алексеев (Казахстан), в классе II– И. Резевский (Латвия), А. Цевелев (Украина), И. Сала (Эстония), в классе III – B. Гуржеев (Москва), В. Брант (Латвия), В. Щукин (Казахстан).

1983 год. Трасса чемпионата СССР была проложена в Крыму. Призовую тройку составили команды Украины, РСФСР и Латвии. В классе I А. Лось (Украина) стал трехкратным чемпионом страны. В классах II и III «золото» досталось его товарищам по команде А. Цевелеву и В. Милькову.

1984 год. Чемпионат СССР проводился в Огре (Латвийская ССР). Эти соревнования явились одним из этапов проверки готовности трассы «Лашупе» к первому этапу Кубка дружбы социалистических стран 1985 года. Своеобразный экзамен держали и гонщики, выступающие на автомобилях международного класса (в СССР – класс IV). В этом классе по сумме двух этапов победил Н. Лесков (Москва), В. Шпортько (РСФСР) завоевал серебряную медаль, а И. Резевский (Латвия), выступавший на автомобиле с обычным двигателем, занял третье место. В классе I все медали – у гонщиков Украины В. Чеботарева, А. Карпенко и А. Шульги. В классе II приятный сюрприз любителям автоспорта Латвии преподнес их земляк, дебютант чемпионатов СССР Н. Тионс, ставший победителем. Второе и третье места – у И. Салы (Эстония) и И. Соломенцева (РСФСР). В национальном классе III («багги» с двигателями «Москвич» и «Волга») призовая тройка выглядела так: Н. Иванов (РСФСР), Л. Саар и Л. Кангро (оба – Эстония). В командном зачете впереди были спортсмены Украины, за ними – сборные РСФСР и Латвии.

С появлением массового отечественного автомобиля «Жигули» широкое развитие получил и кросс на легковых автомобилях. Наиболее престижными стали соревнования в Тольятти («Серебряная ладья») на трассе проложенной по отвалам грунта, вывезенного при строительстве отечественного автогиганта. Именно на этой трассе в начале 1980-х гг. прошли первые чемпионаты страны по кроссу на легковых автомобилях.

К началу 1990-х гг. в России появилось несколько традиционных зимних и летних кроссовых трасс: в Тольятти, Рязани, в Подмосковье (Дмитров, Бронницы, Балашиха, Ивантеевка и др.), Казани, Нижнем Ломове, Тюмени, Кургане, Омске, Арзамасе, Зеленокумске, Новокузнецке и др. Ко второй половине 1990-х гг. трасса на Центральном автополигоне в Дмитрове стала отвечать требованиям международной автомобильной федерации для Чемпионата Европы. В 1998 здесь впервые был проведен этап чемпионата Европы.

30 ноября  1991 года создана Российская Автомобильная Федерация (РАФ) – общероссийская общественная организация.

11 декабря 1992 года генеральная Ассамблея ФИА приняла РАФ в члены ФИА и предоставила право осуществления спортивной власти на всей территории Российской Федерации.

В Новокузнецке соревнования проводятся на регулярной основе с 80-х годов прошлого века и были посвящены Дню Металлурга и Дню Автомобилиста.

По многочисленным отзывам участников из различных регионов, а также представителей РАФ (г. Москва) Ильинская трасса является одной из лучших кроссовых трасс в России. Организация соревнований всегда проходила на высшем уровне. На соревновании работает квалифицированная судейская команда, аккредитованная РАФ.

В соревнованиях принимают участие как начинающие гонщики, так и именитые мастера спорта, призеры Розыгрышей Кубка России, Чемпионата России, участники ралли-рейдов География участников: от г.Москвы до г. Чита (в т.ч. Тольятти, Екатеринбург, Томская обл., Омск, Новосибирская обл., Красноярский край, Иркутская обл., Алтайский край и др.)

Количество участников около 100 чел. в 7-ми классах автомобилей.

В программу соревнований включены соревнования в классе Д3-мини, где участвуют дети от 8 до 12 лет.

В 2015 году соревнования внесены в Единый календарный план Минспорта.

11 – 12 июля 2015 года состоятся соревнования, посвященные Дню города: Всероссийские соревнования «Кубок РАФ», Чемпионат Сибирского Федерального округа, Первенство Сибирского Федерального округа.

12 – 13 сентября 2015 года состоятся соревнования, посвященные Дню Нефтяника: Всероссийские соревнования «Кубок РАФ», Чемпионат Сибирского Федерального округа, Первенство Сибирского Федерального округа.

Фактической датой организации нашего автоклуба является 1988 год. За период своего существования команда автоклуба многократно  завоевывала призовые места в командном зачете в соревнованиях различного уровня, как регионального, так и Российского, а участники являются неоднократными призерами Чемпионатов и Розыгрышей Кубков России.

Кроме того, автоклуб  вырастил немало известных спортсменов:

— 1 мастер спорта: Хабибуллина Р.;

— 9 кандидатов в мастера спорта: Батуев В., Богданова С., Озаренко В., Яковлева А., Щербатова П., Захожего Ю., Захарова В., Кузнецова С., Суховольского Е.;

— 8 спортсменов 1 разряда: Бахметьева А., Квасова А., Сафонова А., Елясова С., Лебедева С., Моисеева В., Атаманова Ю.

В 2002, 2003, 2004 гг. члены клуба участвовали в автопробеге Кузбасс-Монголия-Кузбасс, организованного под патронажем Губернатора Кемеровской обл. А.Г.Тулеева, являлись участниками международного ралли Улан-Батор 2004 г.

С 2004 г. спортсмены автоклуба обучали персональных водителей первых руководителей комбината навыкам вождения в экстремальных ситуациях.

По инициативе участников клуба и при финансовой поддержке ОАО «Кузнецкий металлургический комбинат» на территории автотранспортного цеха в 1994 году для нужд спортивной секции был построен бокс, в котором фактически размещен автоклуб.

В планах клуба – дальнейшее развитие автокросса в Новокузнецке и Кемеровской области. В 2014 г. была подготовлена новая трасса в г. Междуреченске. В 2015 г. там состоится этап Чемпионата Сибирского Округа по автокроссу.

Для обеспечения проведения соревнований на высоком уровне необходимы квалифицированные кадры, т.е. судьи, имеющие аккредитацию в РАФ.

Присвоение судейских категорий регулируется Министерством спорта (приказ № 118 от 24.03.2009 г.), кроме того РАФ ежегодно предоставляет аккредитацию судьям, условия аккредитации нормируются Положением об аккредитации судей в автомобильном спорте. Одним из условий получения как аккредитации, так и судейской категории является стаж не менее 2-х лет, а также участие в семинарах и успешная сдача квалификационного зачета.

 

Комментирование закрыто